Блог Татьяны Бочкарёвой
Живая стратегия или Как построить систему стратегического развития в городе?
Уникальность города и другие стратегически значимые характеристики.
Задать контуры вопросов, раскрывающих характеристик города, (среди которых выделяются характеристики уникальности города), что принимается во внимание для определения стратегических ориентиров развития города.

Среди характеристик города выделяются:
1) типологические – относящиеся к определенному типу города
2) базовые (сущностные для городского типа поселений)
3) уникальные, присущие конкретному городу.

Уникальные характеристики города предопределяются природными особенностями местоположения; а иногда в большей степени задаются историческими и культурными особенностями и достопримечательностями, наработанным поколениями «духом» города, связью с известными людьми или экономико-деятельностными параметрами. Типологические характеристики определяются типологией населенных мест в России (с учетом процесса муниципализации и в сравнении с мировой практикой). Это позволит отнести конкретный город к тому или иному типу и понять, что из этого следует в плане организации разработки или актуализации стратегии, определения и привлечения необходимых участников совместного процесса «живого» стратегирования. Базовые характеристики задают собой целостное представление о городе (территориально-природных особенностях, инфраструктуре, видах деятельности, социокультурной ситуации и сложившемся «духе» города, о ситуации с управлением развитием и пр.). Поэтому основой для выделения является понятийное представление о Городе как таковом. Из этого становится понятно, почему в принципе стратегии развития городов отличаются. Определение стратегически значимых характеристик города представляет возможность применять их при стратегировании в конкретном городе.

При разработке стратегии города, запуске процесса «живого» стратегирования прежде всего учитываются характеристики конкретного города с выделением стратегически приоритетных. Следующим шагом в начале разработки стратегии города становится выявление "референтных" городов для сравнения, что пригодится впоследствии для действенного позиционирования города во внешней среде.
«Живое» стратегирование как инструмент разВИТия города
Стратегирование представляет собой один из инструментов работы с будущим города (вместе с проектированием, планированием и др.) и поэтому действенным средством развития на очередном витке его жизненного цикла. Технология "живого стратегирования" дает возможность избежать негативных моментов формального написания стратегий и учесть происходящие внешние и внутренние изменения - путем адаптивной настройки на современные тренды развития и ситуацию конкретной территории. При этом учитывается и "проявляется" не только административная принадлежность территории, но и ее природная включенность, историко-культурная идентичность. В городах и поселениях России в последние год годы приходится уже актуализировать, а не только разрабатывать стратегии. Большое распространение получают «народные» стратегии, которые разрабатываются с привлечением жителей, предпринимателей, представителей заинтересованных кругов. Технология «живого» стратегирования представляет собой подход, включающий местное сообщество в процессы совместной разработки, актуализации и реализации стратегических замыслов развития города. Результатом участия в «живом» стратегировании становится не только разработанная стратегия как документ, но и формирование слаженной команды местных стратегов, освоение участниками стратегического мышления, которое применимо впоследствии и к другим объектам (к себе, сообществу, организации). «Живое» стратегирование включает в себя как организационную, так и технологическую составляющие стратегирования. Организационная составляющая состоит из взаимосвязанных вопросов: зачем стратегировать (как обосновать и поставить цель развития города, кто становится инициатором и кого привлекает в разработку стратегии, в какие сроки и в каком порядке проводятся те или иные действия и пр. Технологическая составляющая представляет собой комплексную карту работ на этапе разработки стратегии (аналитических, синтезирующих, целеполагающих, программно-проектных и других) - по направлениям работ (организационно-управленческому, содержательному, финансово-экономическому, информационно-коммуникационному, образовательному, управленческому и пр.).

Ознакомление с общим ходом стратегирования на первой онлайн мастерской станет исходной базой для овладения на последующих мастерских (прежде офлайн) совокупностью не только знаний, но и практических навыков "живого" стратегирования. В частности, первая офлайн мастерская будет посвящена уникальной процедуре и конкретным методам выявления для рассматриваемого поселения "референтных" городов (сопоставимых по определенным критериям в выявленном ряде городов) и первичного стратегического позиционирования его среди них (в разных масштабах – локальном, региональном, макрорегиоальном, страновом, и даже мировом).
Татьяна Бочкарёва
орг-методолог Центра организационных технологий «ПРОЕКТАРИУМ»
Председатель Правления АНО по городскому и региональному развитию «Урбэкс-развитие»