Как поставить мини-задачу? (чтобы ничего не менять, но достичь цели)
Большая организация попросила помочь в разработке сложной системы для выдачи рекомендаций по определенной теме. Сейчас эти рекомендации формулируют люди-эксперты.
Ситуация:
Часто встречающаяся трудность, еще на этапе постановки задач в группах – стремление решать задачу сразу, как она поставлена, без обсуждения самой постановки задачи - особенно если она поставлена руководителем именно в таком виде.
Здесь это сочетается со стремлением в процессе решение задачи создать новую систему, полностью отрешиться от старой. «До основанья, а затем…» Возможно, потому, что организация окологосударственная, близкая к научно-стратегическому образу мысли и имеющая финансы для реализации своих интересов.
Причина:
Почему люди могут хотеть поставить задачу так, чтобы создать полностью новую систему? Думаю, потому, что со старой системой психологически связаны затруднения, переживания, негативные эмоции, и хочется от них избавиться. А новая система видится в идеальном цвете, как средоточие возможностей, лишенная недостатков.
Недавний пример: выборы в Украине выиграл Зеленский с 3-кратным отрывом от Порошенко – исключительно на психологической нелюбви к старой системе и наивной вере в светлое и прекрасное будущее новой системы, написанной с чистого листа.
Такой подход хорош и нужен как мысленный прием – «идеализированное проектирование», но такой подход плох, когда сразу воплощается в постановке задачи, отсекая все остальные ветки.
Пример:
Задача – разработать систему выдачи рекомендаций.
Мы начинаем работать, и быстро становится понятно, что это задача не на поиск нестандартного решения, а на исследование и планирование. Если идти по магистральному пути, это надо посадить группу на год строить научный концепт системы и вести исследования, потом год ее проектировать, потом программисты год ее будут писать. И главное, что люди искренне увлечены своим делом, научным подходом к этому вопросу - «Как лучше сделать такую систему?» Они, возможно, хорошие ученые и стратеги, вопросов нет, если у нас научный семинар, но если мы думаем, как добиться эффекта с минимальными затратами, то, возможно, мы идем не туда.
Что здесь можно сделать за 1 час встречи?
Расширить горизонт вопроса – убедиться, что мы ничего не забыли.
Из рассуждения полностью выпал вопрос о модернизации текущего способа выполнения этой задачи!
Что делать:
Обратим вред в пользу. Тот фактор, который нам мешает – стремление создать идеальную систему – мы поставим себе на службу для обсуждения текущей системы.
В ТРИЗ есть формулировка мини-задачи (когда все осталось как было, но нужный эффект достигнут). Наша задача – сформулировать много таких мини-задач.
Мы делаем простое действие:
Говорим участникам: Допустим, что мы оставляем существующую систему. Какие в ней есть проблемы?
Что мешает именно вам?
Мы не думаем, как их устранять – представьте, что у вас есть волшебная палочка – какие недостатки вы бы устранили или изменили?
Это важно, тк чтобы выйти из привычного образа постановки задачи, надо подскочить эмоциональную область:
Мы говорим не об абстрактных недостатках, а о затруднениях именно для конкретных ролей или людей – участников обсуждения. Это важно, тк мы устраняем конкретные «боли», а они есть только у людей.
Мы не говорим, как будем их решать, а просто фиксируем, для понимания. Для простоты можно сказать «что вы бы устранили по щелчку пальцев, если бы могли?»
Пример:
После постановки такого вопроса участники сразу записывать конкретные боли и претензии к существующей системе (каждый со своей стороны, подключал свои эмоции). Вот несколько ключевых:
Оказалось, что система будет нас устраивать, если исчезнут такие проблемы:
1. Зависимость результата от человека - Необъективное принятие решений,
ПОЧЕМУ?
Экспертное сообщество замкнуто на себя, нет притока свежих идей, застой и стагнация
2. Существующий подход долгий и дорогой
ПОЧЕМУ?
«Все хранится в условной тетрадке или на экселе»
немасштабируемость – чтобы мы могли давать больше рекомендаций, надо нанять больше экспертов на большее время
3. Знания теряются – не хранятся нигде и не используются заново
ПОЧЕМУ?
Нет процесса создания и использования регламентов
Отсюда возникают мини-задачи, нацеленные на устранение недостатков:
Как обеспечить приток новых идей и людей в сообщество?
Как обеспечить, чтобы те же эксперты могли давать больше рекомендаций за то же время?
Как создать регламенты использования знаний, чтобы не решать одну и ту же задачу заново?
Это может идти вразрез со стремлением сделать идеальную систему – ведь получается, что мы как бы навешиваем заплаты на старую систему. Отвечу, что мы пока ничго не навешиваем, это всего лишь расширение поля задач!
Надо не идеально а чтобы работало
Врзможно мы решим задачи
Возможно перенесем ТЗ на новую систему
Это позволило расширить исходную формулировку задачи, и эти проблемы были включены в обсуждение.
Ценно не только нахождение идей, но и постановка правильных вопросов.
Вывод \ рекомендация:
Когда у вас будет ситуация, что вы хотите запроектировать идеально новую систему, спросите себя – Можно ли устранить недостатки существующей? И сделайте следующие шаги:
Шаг 1. «Допустим, что мы оставляем существующую систему. Какие в ней есть проблемы?»
Что мешает именно вам?
Мы не думаем, как их устранять – представьте, что у вас есть волшебная палочка – какие недостатки вы бы устранили или изменили?
Шаг 2. Сформулировать вопросы на устранение этих недостатков
Это позволит вам убедиться, что вы не упускаете из рассмотрения важный фрагмент задачи.